В предыдущей статье мы рассказывали о специфических принципах спортивной подготовки. Помимо них в спорте широко используются общедидактические принципы:
- научности,
- доступности,
- систематичности и последовательности,
- сознательности и активности,
- наглядности, прочности,
- коллективности в единстве с индивидуализацией,
- связи с практикой.
В спорте основная часть обучения осуществляется на моторном уровне с широким использованием терминов и понятий физиологии, психологии, биомеханики, а обучение сложным двигательным действиям, развитие двигательных качеств, совершенствование тактики осуществляется во многом на иной основе, чем освоение образовательных дисциплин школьной или вузовской программы.
Дидактические принципы требуют осмысления, конкретизации и переработки в связи с задачами современного спорта.
Принцип целесообразности и практичности.
Обучение должно носить целеполагающий характер. Необходимо соответствие всех основных компонентов обучения, особенно его методических и программных элементов, как ближним, так и, особенно, отдаленным целям обучения и подготовки, тем более если они рассчитаны на достижение высокого результата.
В этом смысле высшей целью обучения каждому упражнению является методичное продвижение к некоторым предельным, технически наиболее совершенным и, если необходимо, сложным упражнениям, качество (и сама возможность) освоения которых определяет в будущем класс спортсмена. Работа над движением должна быть также практичной, прикладной. Необходимо отсеивать в работе все бесперспективное, ясно давая себе отчет в том, в какой именно ситуации каждое новое упражнение, сознательно сделанное предметом работы, может быть полезно теперь или в дальнейшем.
Принцип готовности.
Требования принципа адресуются ко всем участникам работы. Тренер должен быть достаточно готов к работе над конкретным упражнением с данным учеником, включая владение определенными профессиональными знаниями, умениями, навыками.
В свою очередь, спортсмен должен обладать достаточной и необходимой готовностью, чтобы в данной ситуации обучения рассчитывать на успех. Это относится как к его базовой готовности (уровню квалификации, состоянию спортивной формы и др.), так и к его функциональному состоянию, способному заметно меняться в ходе одного занятия — от самой высокой работоспособности до явной потери необходимой валидности (прогрессирующее общее или локальное утомление, возникновение мышечной крипатуры, микротравм и др.).
Принцип управляемости и подконтрольности.
Обучение должно быть построено как система с развитыми обратными связями между тренером и спортсменом. Иначе оно носит неуправляемый, стихийный характер. Необходимым компонентом управления процессом обучения является текущий контроль. Даже в тех случаях, когда в работе над упражнением допускается элемент спонтанности, текущие результаты обучения должны оставаться подконтрольными для тренера и обучающегося.
Принцип позитивной мотивации.
Успешное обучение, особенно сложным упражнениям, невозможно без должного психологического стимула к работе. Первичное побуждение к занятиям избранным видом физических упражнений определяется правильным отбором и ориентацией. В дальнейшем поддержание интереса к работе и сопутствующее воспитание учеников — важная задача тренера, особенно при подготовке взрослеющих спортсменов, в жизни которых неизбежно появляются мотивы поведения, могущие препятствовать занятиям спортом.
Принцип систематичности.
Эффективный процесс усвоения нового материала возможен только при условии работы, носящей систематический, упорядоченный характер с рациональным чередованием труда и отдыха. Правильный режим работы позволяет строить процесс подготовки в строгом соответствии с закономерностями адаптации организма спортсмена к тренировочным и соревновательным нагрузкам.
Принцип смысловой и перцептивной «наглядности».
Этот принцип является версией традиционного принципа наглядности и в отличие от него подчеркивает важность не только зримого образа движения, но и всего концептуального образа, включающего в себя как смысловую, так, особенно, и сенсомоторную информацию о движении, «собираемую» в процессе обучения по всему перцептивному полю, задействованному в исполнении данного упражнения. При этом зрительное восприятие спортсмена далеко не единственный и совсем не обязательно самый важный компонент, обусловливающий «наглядность» обучения. Очень часто на первый план в этом отношении выходят кинестезис, тактильная чувствительность, в ряде видов спорта — вестибулярное восприятие, слух.
Принцип планомерности и постепенности.
Обучение сложному упражнению должно следовать некоторой стратегии, заблаговременный выбор которой предопределяется степенью готовности обучающегося в отношении избранной им цели. В свою очередь тактика обучения выбирается оперативно, в ходе конкретной работы над движением. Все эти элементы должны заранее планироваться, чтобы тренер мог в каждом шаге обучения действовать, по возможности, более уверенно. Высшей формой такого пошагового планирования является обучающая программа, построенная на принципах программно-управляемого обучения и предлагающая возможно большую адаптивность работы с постепенным наращиванием сложности и трудности заданий.
Принцип методического динамизма и прогрессирования.
Процесс обучения, оцениваемый по его реальным результатам, должен активно продвигаться вперед, не допуская стагнации, застоя на отдельных шагах работы. Последнее часто возникает не только по причинам принципиально неверного выбора средств и методов обучения, но и ввиду их однообразия, когда ранее эффективные методы, приемы работы в применении к меняющейся ситуации обучения теряют свою силу, но по инерции продолжают использоваться тренером. Это не только отдаляет конечный результат обучения, но и приводит к вредному заучиванию промежуточных учебных форм.
Таким образом, правильно выстроенный процесс работы требует не только возможно более полной адекватности методологии обучения его текущим задачам, но и, как следствие, необходимой своевременной ротации методов, приемов, средств обучения.
Принцип функциональной избыточности и надежности.
Успешный процесс обучения движениям (ограничен в спорте уровнем физической и функциональной готовности обучающегося) предполагает свободу варьирования их основных параметров, включая возможность уверенных действий в условиях повышенного напряжения, высокой или предельной мобилизации двигательных и психических ресурсов. Только при выполнении этого требования возможно достаточно гибкое управление движением, необходимое как условие поиска нужных форм двигательного действия. В связи с этим следует говорить о принципе достаточности-избыточности, требующем от обучающегося запаса двигательных ресурсов, дающих «свободу маневра» в управлении двигательным действием и в самом процессе обучения в целом. Данный принцип действует также в стадии эксплуатации ранее освоенного движения в практике, поскольку исполнение упражнения должно оставаться достаточно надежным в условиях утомления, в присутствии разнообразных сбивающих факторов.
Принцип прочности и пластичности.
Связи, вырабатываемые как в процессе, так и в итоге обучения движению, должны в достаточной степени фиксироваться. Известно, что необходимым свойством сформированного двигательного навыка является автоматизация части действий. Вместе с тем чрезмерная степень автоматизации элементов навыка будет приводить к целому ряду его пороков: навык становится косным, плохо поддается коррекциям, развитию. Добиваясь достаточной прочности двигательного навыка, следует сохранять за ним и свойства необходимой пластичности, одно из средств достижения которой — вариативная тренировка. Прочность навыка следует отличать от его надежности, поскольку прочность есть характеристика степени сформированности центрально-нервного механизма двигательного навыка, а под надежностью в данном случае понимается лишь наличие функционального резерва двигательных, сенсомоторных и других качеств.
Принцип доступности и стимулирующей трудности.
Принцип доступности обучения в его ортодоксальной трактовке устарел. Давно доказано, что предлагаемый для усвоения материал должен быть не только и не столько легко доступен, сколько оптимально труден. Упражнение должно быть достаточно легким, чтобы гарантировать свободную, непринужденную над ним работу, но одновременно достаточно трудным, чтобы бросать вызов способностям исполнителя, стимулируя его тем самым к полной мобилизации интеллектуальных, психических и физических возможностей.
Принцип индивидуализированного обучения в коллективе.
Коллективное взаимодействие в коллективе спортсменов важно не только в связи с воспитательными моментами, но и потому, что это содействует полезному обмену информацией, важной для обучения, помогает организовать техническую взаимопомощь, применять групповые методы работы. Следует отметить также, что атмосфера соперничества, неизменно возникающая в коллективе спортсменов примерно равной квалификации, положительно сказывается на их отношении к работе, способствует более эффективному ее выполнению, повышению работоспособности.
Принцип формально-эвристического единства.
Как всякий конструктивный, в идеале творческий процесс, обучение движениям должно опираться на двуединство традиций и новаторства. С одной стороны, тренеру важно знать все, что было ранее известно об обучении данному движению и уметь выбирать из этой информации главное. С другой — в отношении всего общепринятого должен существовать здоровый скепсис, разумная критика, без которых невозможно обновление.
В этом смысле между традициями и новаторством следует сохранять диалектический баланс, нарушение которого уводит в досадные крайности. Перевес традиций делает работу консервативной, закрытой для новых идей; перегиб же в сторону радикализма, неуместного новаторства приводит к утрате здоровых корней, забвению того, что следует помнить всегда.
Принцип научно-рационального и интуитивно-эмпирического единства.
Методика обучения движениям в норме основывается на достоверных научных данных, и в этом отношении должна быть рациональной. Практика прямо показывает, что очень многие затруднения в учебно-тренировочной работе объясняются недостаточным профессионализмом тренеров, их научно-методической неосведомленностью. Однако научные данные, которыми мы располагаем (даже если они достоверны и правильно реализованы на практике), не могут охватить все явления, объективно имеющие место при обучении.
В этих условиях педантичная трактовка явления на основе недостаточных научных данных, может дать результат гораздо меньший или даже принести вред в сравнении с интуитивной работой опытного тренера и думающего спортсмена. В связи с этим особо следует отметить существование закономерностей самоорганизации движения, которые не только плохо изучены, но и в принципе исключают тренерский диктат, неразумное вмешательство в те элементы движения, действия, которые в процессе тренировки формируются самостоятельно и по законам, не известным обучающему.
Вполне естественно, что приведенные выше специальные дидактические принципы не могут являться законченными и отражать все важнейшие закономерности, определяющие эффективность системы подготовки спортсменов. Специфика различных видов спорта, разработка новых научных направлений, практические достижения различных школ спорта, несомненно, требуют не только уточнения и конкретизации приведенных признаков, но и разработки новых в соответствии с достижениями науки и запросами практики.
Если проанализировать приведенную трактовку общепринятых дидактических принципов применительно к процессу обучения в спорте высших достижений, нетрудно убедиться, что Ю.К. Гавердовскому удалось сформулировать наиболее важные дидактические положения, определяющие рациональную организацию и содержание учебно-тренировочного процесса. Хотя все эти положения увязываются автором лишь с системой обучения спортивным упражнениям, однако практически они актуальны не только для процесса обучения, но и для всей системы подготовки, включая развитие двигательных качеств, совершенствование компонентов тактической и психологической подготовленности, повышение возможностей различных органов и систем организма спортсмена и т. д.
Материал взят из книги В.Н. Платонова “Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте”